Similar presentations:
6-2-31 НДС окт 2026 2 часть
1. Практика применения отдельных положений главы 21 НК РФ
Кузнецова Наталья Львовнак.э.н., доцент
аттестованный преподаватель ИПБ РФ
2. Статья 171.1. Восстановление сумм налога, принятых к вычету в отношении приобретенных или построенных объектов основных средств
(введена Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ)п. 2 Положения настоящей статьи в отношении восстановления сумм
налога применяются к суммам налога, предъявленным
налогоплательщику (либо уплаченным или исчисленным
налогоплательщиком) и принятым им к вычету при осуществлении
следующих операций:
• при проведении подрядчиками капитального строительства объектов недвижимости,
учитываемых как объекты основных средств;
• при приобретении недвижимого имущества (за исключением космических объектов);
• при приобретении на территории Российской Федерации или при ввозе на территорию
Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, морских судов,
судов внутреннего плавания, судов смешанного (река - море) плавания, воздушных судов и
двигателей к ним;
• при приобретении товаров (работ, услуг) для выполнения строительно-монтажных работ;
• при выполнении налогоплательщиком строительно-монтажных работ для собственного
потребления.
2
3. Восстановление «входного» НДС
Письма Минфина РоссииПри строительстве объектов
недвижимости
Письмо Минфина от 18.06.2019 № 03-0711/44274
Письмо Минфина от 30.03.2017 № 03-0710/18453
Письмо ФНС от 28.11.2008 № ШС-36/862@
При приобретении основных
средств, относящихся к
недвижимому имуществу
Письмо Минфина РФ от 05.07.2019 г. N
03-07-10/49600
Письмо Минфина РФ от 14.07.2017 г. N
03-07-11/44832
Письмо ФНС от 28.11.2008 № ШС-36/862@
3
4. Статья 171.1. Восстановление сумм налога, принятых к вычету в отношении приобретенных или построенных объектов основных средств
3. Восстановление сумм налога, принятых налогоплательщиком к вычетув отношении приобретенных или построенных объектов основных
средств, в соответствии с настоящей статьей производится в случае, если
такие объекты основных средств в дальнейшем используются этим
налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в пункте
2 статьи 170 настоящего Кодекса, за исключением объектов основных
средств, которые полностью самортизированы или с момента ввода
которых в эксплуатацию у такого налогоплательщика прошло не менее 15
лет.
4
5. Статья 171.1. Восстановление сумм налога, принятых к вычету в отношении приобретенных или построенных объектов основных средств
п. 4 Налогоплательщик обязан отражать восстановленную сумму налогав налоговой декларации, представляемой в налоговые органы по месту
своего учета за последний налоговый период каждого календарного
года из десяти лет начиная с года, в котором наступил момент,
указанный в пункте 4 статьи 259 настоящего Кодекса.
• П.5 Расчет суммы налога, подлежащей восстановлению и уплате в
бюджет в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, производится
исходя из одной десятой суммы налога, принятой к вычету, в
соответствующей доле.
5
6. Пример
В апреле 2019 года организация ввела вэксплуатацию завершенный капитальным
строительством производственный цех,
первоначальная стоимость которого составила 25
000 000 руб. Строительство велось подрядным
способом, по данному зданию был возмещен
предъявленный подрядными организациями НДС
в размере 4 200 000 руб.
С первого месяца эксплуатации объект
недвижимости используется в операциях, как
облагаемых, так и не подлежащих обложению НДС.
6
7. Пример
Стоимость отгруженной продукции за 2019 год всего - 57 700 120 руб. (безНДС), в т.ч. не подлежащей обложению НДС – 5 340 050 руб.
Определим долю стоимости отгруженных товаров, не облагаемых
налогом, в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав,
отгруженных (переданных) по итогам 2019 года
5 340 050 руб. / 57 700 120 руб. x 100% ≈ 9,3 %
Доля составит 9,3%
Письмо Минфина России от 13.01.2022 N 03-07-10/923 - Минфин указал,
как считать срок восстановления НДС по купленной или построенной
недвижимости
В 10-летний срок, в течение которого восстанавливают НДС, включают год
введения объекта в эксплуатацию.
7
8. Пример
В декабре 2019 года организация восстановит НДСв сумме 39 060 руб.
4 200 000 руб. / 10 x 9,3% = 39 060 руб.
В последующие годы (до 2028-го включительно)
организация будет восстанавливать НДС в
порядке, аналогичном представленному.
Восстановленные суммы налога отражаются в
декларации по НДС за IV квартал
соответствующего года. Для этого заполняется
приложение 1 к разделу 3 декларации.
8
9. Пример
Наименование хозяйственной операцииПроводка
Сумма
Отражен «подрядный» НДС
ДЕБЕТ 19
КРЕДИТ 60
4 200 000
Предъявлен к вычету «подрядный» НДС
ДЕБЕТ 68
КРЕДИТ 19
4 200 000
Восстановлен НДС в декабре 2019 году
ДЕБЕТ 19
КРЕДИТ 68
39 060
Восстановленный НДС включен в затраты
периода.
ДЕБЕТ 26
КРЕДИТ 19
39060
Налоговый учет: При этом сумма налога, подлежащая восстановлению, в
стоимость данного имущества не включается, а учитывается в составе
прочих расходов в соответствии со статьей 264 НК РФ. (ст. 171.1 п.5)
9
10. Ст.171.1 НК РФ
Письмо Минфина РФ от 12.02.2013 N 03-07-11/3574 - … то ранее принятые квычету суммы НДС по такому объекту восстанавливаются в течение 10
календарных лет исходя из доли не облагаемых НДС операций,
осуществленных за календарный год. При этом не имеет значения доля
расходов по таким операциям.
Письма Минфина РФ от 14 июля 2017 г. N 03-07-11/44832, от 9 июня 2021 г. N
03-07-10/45284 - В этой связи суммы налога, предъявленные
налогоплательщику при приобретении по договору купли-продажи
недвижимого имущества (основного средства), принимаются к вычету в
полном объеме вне зависимости от того, что данное имущество
предназначено для использования одновременно в операциях, как
облагаемых налогом на добавленную стоимость, так и не облагаемых
этим налогом, в том числе не являющихся объектом налогообложения
налогом на добавленную стоимость.
После ввода таких объектов недвижимости в эксплуатацию суммы налога на
добавленную стоимость, принятые к вычету, подлежат восстановлению и
уплате в бюджет в течение 10 лет в порядке, предусмотренном
вышеуказанными пунктами 4 и 5 статьи 171.1 Кодекса.
10
11. Ст.171.1 НК РФ
ООО вводит в эксплуатацию здание в 2007 г. находясь на ОСНВ 2013 г. проводится реорганизация, путём выделения ООО+ , которому на
баланс передаётся это здание.
С 2023 года ООО+ переходит на УСН. Восстановление НДС по зданию?
ПИСЬМО Минфина РФ от 19 декабря 2023 г. N 03-07-11/123362 –
…если на дату перехода налогоплательщика с ОСН на УСН эксплуатируются
объекты недвижимости , полученные в порядке правопреемства от
организации, реорганизованной в форме выделения, и по таким объектам
недвижимости прошло более десяти лет, считая с момента их ввода в
эксплуатацию у организации, реорганизованной в форме выделения, то в
данном случае у налогоплательщика отсутствует обязанность по
восстановлению сумм налога на добавленную стоимость, принятых к
вычету по таким объектам недвижимости (объектам основных средств)
организацией, реорганизованной в форме выделения
11
12. Ст.171.1 НК РФ
Если была реконструкция здания?ПИСЬМО Минфина РФ от 20 декабря 2023 г. N 03-07-11/123513
в случае если на дату перехода налогоплательщика с ОСН на УСН им
эксплуатируется объект недвижимости , в отношении которого проведена
реконструкция, и с года, в котором производится начисление
амортизации с измененной первоначальной стоимости этого объекта
основных средств, прошло более десяти лет, то у налогоплательщика
отсутствует обязанность по восстановлению сумм налога на добавленную
стоимость, принятых к вычету по такому объекту недвижимости (объекту
основных средств).
12
13. Ст.171.1 НК РФ
Письмо Минфина РФ от 9 декабря 2025 г. N 03-07-11/119500О восстановлении НДС в отношении объектов недвижимого
имущества, с момента ввода которых в эксплуатацию прошло более
15 лет, в случае передачи таких ОС в качестве взноса в
уставный капитал хозяйственного общества
«…восстановление сумм НДС, принятых к вычету по таким объектам
ОС, следует производить в порядке, установленном подпунктом 1
пункта 3 статьи 170 НК РФ. При этом исчисление суммы НДС,
подлежащей восстановлению по указанным ОС, производится
исходя из их остаточной (балансовой) стоимости, сформированной
по данным бухгалтерского учета.»
13
14. Ст.171.1 НК РФ
Письмо Минфина РФ от 9 декабря 2025 г. N 03-07-11/119500Статья 171.1 НК РФ применяется, когда у плательщика остается объект недвижимости, но
меняется характер использования.
При передаче в уставный капитал основное средство выбывает из организации. И эта
ситуация не относится к статье 171.1 НК РФ, она подпадает под правила подпункта 1 пункта 3
статьи 170 НК РФ.
Ст.171.1
3. Восстановление сумм налога, принятых налогоплательщиком к вычету в отношении
приобретенных или построенных объектов основных средств, в соответствии с настоящей
статьей производится в случае, если такие объекты основных средств в дальнейшем
используются этим налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в пункте 2
статьи 170 настоящего Кодекса…
Ст.170
3. Суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том
числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке,
предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случаях:
1) передачи имущества, нематериальных активов, имущественных прав в качестве вклада в
уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклада по договору
инвестиционного товарищества или паевых взносов в паевые фонды кооперативов
Таким образом, льгота "15 лет" из статьи 171.1 НК РФ не применяется к случаю передачи ОС в
уставный капитал.
14
15. Ст.171.1 НК РФ
Письмо Минфина РФ от 9 декабря 2025 г. N 03-07-11/119500Действуют правила восстановления - по остаточной (балансовой)
стоимости.
Нужно расситать базу для восстановления по данным бухгалтерского
учета без учета переоценки на дату передачи:
Первоначальная стоимость + Капитальные вложения
(модернизация и т.д.) - Накопленная амортизация - Обесценение =
Балансовая стоимость для расчета НДС.
15
16. Ст.170 НК РФ
Ст.1703.
2) …за исключением: операций, предусмотренных подпунктами 16 - 18, 22, 23, 25, 26, 29 пункта 2
статьи 146 настоящего Кодекса;
Ст.146
2.
…
16) передача на безвозмездной основе органам государственной власти субъектов Российской
Федерации и органам местного самоуправления имущества, в том числе объектов
незавершенного строительства, …
17) в собственность некоммерческой организации, основными уставными целями которой
являются популяризация и проведение чемпионата мира FIA "Формула-1", …
18) передача на безвозмездной основе органам государственной власти, органам местного
самоуправления и (или) органам публичной власти федеральной территории Сириус…
22) оказание услуг по подключению (технологическому присоединению), в том числе
фактическому присоединению, к газораспределительным сетям газоиспользующего
оборудования в рамках догазификации, догазификации котельных при условии, что на
основании актов Правительства Российской Федерации данные услуги оказываются без
взимания платы с заявителей;
23) передача газа и (или) оказание услуг по его транспортировке по газораспределительным сетям
на безвозмездной основе потребителям, использующим газ для обеспечения постоянного
горения Вечного огня и периодического горения Огня памяти на воинских захоронениях и
мемориальных сооружениях,…
16
17. Ст.170 НК РФ
Ст.1703.
2) …за исключением: операций, предусмотренных подпунктами 16 - 18, 22, 23, 25, 26, 29
пункта 2 статьи 146 настоящего Кодекса;
Ст.146
2. …
25) передача на безвозмездной основе движимого имущества, оказание услуг по
передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества …
образовательной некоммерческой организации, оказывающей не достигшим
возраста 18 лет детям и детям-сиротам, и (или) детям-инвалидам, и (или)
детям, оставшимся без попечения родителей, на безвозмездной основе услуги в
сфере образования
26) выполнение работ (оказание услуг) на безвозмездной основе автономной
некоммерческой организацией по эксплуатации и ремонту движимого и
недвижимого имущества, указанного в подпункте 25 настоящего пункта;
29) передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) на безвозмездной основе
являющимся казенными учреждениями воинским частям и организациям
Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии
Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности при условии,
что данные товары (работы, услуги) передаются (выполняются, оказываются)
в целях их использования указанными воинскими частями и организациями в
ходе специальной военной операции.
17
18. Вычет по НДС – требования к оформлению счетов-фактур строка декларации 120
НаименованиеНормативный документ
Счет-фактура
НК РФ ст.169 п.5 п.6
Постановление №1137 Приложение 1 (ред. от 23.01.2026)
Ст.169 П.5
1) порядковый номер и дата составления счета-фактуры;
2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика (налогового агента) и покупателя;
3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;
4) номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет
предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг); …
5) наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица
измерения (при возможности ее указания);
…
Ст.169 П.6
Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами,
уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от
имени организации...
Ст.169 П.2 - Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не
может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
18
19. Первичные документы по НДС – требования к оформлению
НаименованиеНормативный документ
Счет-фактура –
электронная форма
НК РФ ст.169
Приказ ФНС России от 19.12.2018 N ММВ-7-15/820@ "Об утверждении формата счетафактуры
Счета-фактуры составляются в электронной форме по взаимному согласию
сторон сделки и при наличии у указанных сторон совместимых
технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетовфактур в соответствии с установленными форматами и порядком – ст.169 п.1
(за исключением товаров, подлежащих прослеживаемости)
Счет-фактура, составленный в электронной форме,
подписывается усиленной квалифицированной электронной
подписью – ст.169 п.6
19
20. Первичные документы по НДС – требования к оформлению
НаименованиеНормативный Официальные комментарии
документ
Корректировочный
счет-фактура
Исправленный счетфактура
Ст.169 п.5.2
Постановление
№1137
Приложение 2
Письмо ФНС России от 23.10.2018 №
СД-4-3/20667@ - налоговики
рекомендуют продавцам начиная с 1
января 2019 при возврате оформлять
корректировочные счета-фактуры
аналогичные выводы содержат
Письмо Минфина России от 08.07.2019
N 03-07-11/50174
Письмо Минфина России от 17.09.2019
N 03-07-09/71360
20
21. Первичные документы по НДС – требования к оформлению
НаименованиеНормативный Официальные комментарии
документ
Единый
корректировочный
счет-фактура
Ст.169
п.5.2.пп.13
Постановление
1137
Приложение 2
Письмо ФНС России от 17.09.2014
N ГД-4-3/18758 (указывается
суммарное количество отгруженных
товаров)
Письмо Минфина России от
20.05.2016 N 03-07-09/29055
(заполнение стр.1б)
21
22. Корректировочный или исправленный
Корректировочный счет-фактура выставляется:- по условиям договора отгрузка товаров (работ, услуг) осуществляется по
предварительной цене, которая впоследствии будет уточняться. (Письма
Минфина России от 31.01.2013 N 03-07-09/1894, от 28.01.2013 N 03-03-06/1/39);
- покупатель возвращает продавцу товары, не принятые на учет (Письма
Минфина России от 01.04.2015 N 03-07-09/18053, от 01.04.2015 N 03-07-09/17917,
от 01.04.2015 N 03-07-09/18070);
- покупатель вместо возврата некачественного товара (в том числе принятого на
учет) утилизирует его по согласованию с продавцом (Письмо Минфина России
от 13.07.2012 N 03-07-09/66);
- при приемке товара покупатель выявил расхождение количества товаров,
полученных покупателем, по сравнению с количеством, указанным продавцом
в накладных и счетах-фактурах, например недостачу (Письма Минфина России
от 12.05.2012 N 03-07-09/48).
При неоднократном изменении цены или количества –
Письмо Минфина РФ от 12 июля 2019 г. N 03-07-09/51930 - в строке 1б
корректировочного счета-фактуры должны быть указаны номер и дата
предыдущего корректировочного счета-фактуры.
22
23. Корректировочный или исправленный
Исправленный счет-фактура выставляется:если изменение стоимости происходит в связи с исправлением арифметической
или технической ошибки (Письма Минфина России от 25.02.2015 N 03-0709/9433, от 18.12.2017 N 03-07-11/84472, Информация ФНС России от 05.02.2021,
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2021 N
10АП-6699/2021 по делу N А41-85450/2020)
при выявлении пересортицы обнаружены товары, которые не были указаны в
первоначальном счете-фактуре (Письмо Минфина РФ от 16.03.2015 N 03-0709/13813);
если продавец выставил счета-фактуры по услугам, которые фактически не
оказывал (Письмо Минфина России от 15.01.2020 N 03-07-09/1289).
23
24. Корректировочный или исправленный
ФНС: ошибку в цене не исправляют корректировочным счетомфактуройРешение ФНС России от 15.01.2021 N КЧ-4-9/253@
ФНС указала, что из положений п. 3 ст. 168 и п. 10 ст. 172 НК РФ следует,
что корректировочные счета-фактуры выставляются при наличии
договора, соглашения или иного первичного документа,
подтверждающего согласие покупателя на изменение стоимости
отгруженных товаров.
В рассматриваемом случае установленная договором цена товара не
изменялась. Отраженная в счет-фактуре после внесенных исправлений
цена соответствовала договорной. Следовательно, у налогоплательщика
отсутствовала обязанность по выставлению корректировочных счетовфактур.
24
25. Корректировочный или исправленный
В письмах Минфина России от 09.02.2018 N 03-03-06/1/7833; от 05.02.2019 N03-07-11/6345 ; от 15.01.2020 N 03-07-09/1289, письме ФНС от 25.02.2021 N
ЕА-3-26/1355@. указано следующее:
"В случае если стоимость отгруженных товаров (работ, услуг) изменяется, но
при этом документы, перечисленные в пункте 10 статьи 172 НК РФ, не
оформляются, то корректировочные счета-фактуры продавцом не
выставляются, а в счета-фактуры, выставленные при отгрузке товаров
(выполнении работ, оказании услуг), передаче имущественных прав,
вносятся исправления в порядке, установленном пунктом 7 Правил
заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на
добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства
Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137".
Ст.172 п.10. … при наличии договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт
уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных
услуг), переданных имущественных прав, в том числе из-за изменения цены (тарифа) и (или) изменения
количества (объема) отгруженных…
25
26. Первичные документы по НДС – требования к оформлению
Наименование
Документ
УПД
Письмо ФНС
Письмо ФНС России от 07.02.2017 N ЕД-421.10.13 №ММВ-20- 15/2172 - юрлица - экспортеры в страны
3/96- УПД
ЕАЭС в комплекте документов,
подтверждающих нулевую ставку НДС,
Письмо ФНС
должны представлять
17.10.2014 N ММВ- товаросопроводительные документы, а
20-15/86@-УКД
не УПД.
Внимание! Из-за изменения формы счетаПриложение N 1 к фактуры юрлицу нужно скорректировать
Приказу ФНС
УПД самостоятельно - Письмо ФНС
России от
России от 14.09.2017 N ЕД-4-15/18322
19.12.2023 N ЕД-726/970@.
УКД
Электрон-й
УПД
Официальные комментарии
26
27. Вычет НДС
СрокОфициальные комментарии
в течение 3 лет
Письмо Минфина РФ от 17.10.2017 N 03-07-11/67480
после принятия на что касается иных вычетов НДС, предусмотренных
учет
другими пунктами ст. 171, то право заявлять их в
течение трех лет НК РФ не установлено. В связи с этим
п.1.1 ст. 172 –
такие вычеты следует осуществлять в том налоговом
«Налоговые
периоде, в котором у налогоплательщика выполнены
вычеты,
соответствующие условия, предусмотренные ст. 171 и
предусмотренные ст. 172
п.2 статьи 171 …»
при возврате аванса покупателю или при возврате товаров покупателем
(отказе от товаров, работ, услуг) вычет производятся в полном объеме после
отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с
возвратом товаров или отказом от товаров (работ, услуг), но не позднее
одного года с момента возврата или отказа. (п. 4 ст. 172)
27
28. Вычет НДС
СрокОфициальные комментарии
в том квартале, в
Налоговый агент может заявить вычет НДС только в
котором
периоде, когда возникло право на него - Письма
налогоплательщик Минфина России от 17.11.2016 N 03-07-08/67622 и
выполнил условия от 14.07.2020 N 03-07-14/61018
ст. 171, 172 НК РФ
Письмо ФНС России от 09.01.2017 N СД-4-3/2@ - Вычет
НДС по командировочным расходам установлен другой
нормой - п. 7 ст. 171 НК РФ. ФНС отмечает, что в НК РФ не
закреплено право заявлять этот вычет в течение трех лет.
*** Справка п.п.3-14ст.171:
- уплаченного покупателями - налоговыми агентами;
- предъявленного иностранцам, которые не числятся в российских налоговых органах;
- в случае возврата товаров, отказа от них, изменения условий или расторжения договора;
- предъявленного и исчисленного при строительстве и сборке основных средств;
- уплаченного по командировкам и представительским расходам;
- исчисленного с полученной предоплаты;
- уплаченного по "неподтвержденному" экспорту; - при получении вклада в уставный капитал;
- предъявленного при перечислении предоплаты; - при изменении стоимости;
- связанного с деятельностью в ОЭЗ Калининградской области.
28
29. Вычет НДС
СрокОфициальные комментарии
в течение 3 лет
При приобретении Т (Р,У) на территории РФ либо
после принятия на уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на
учет -частями
территорию РФ (п.2 ст. 171)
Письмо Минфина России от 12.05.2015 N 03-07-11/27161
п.1.1 ст. 172 –
Письмо Минфина России от 09.04.2015 N 03-07«Налоговые
11/20293 (принятие к вычету НДС на основании одного
вычеты,
счета-фактуры частями в разных налоговых
предусмотренные периодах в течение 3-х лет после постановки на учет
п.2 статьи 171 …»
не противоречит НК РФ)
Для сумм налога, предъявленных налогоплательщику
подрядчиками при проведении ими капитального
строительства Письмо Минфина России от 12.09.2017 N
03-07-10/58705
Для сумм налога, предъявленного арендодателю в отношении
результатов работ по улучшению арендованного имущества
Письмо Минфина России от 24.01.2019 N 03-07-11/3788
29
30. Вычет НДС
СрокОфициальные комментарии
в течение 3 лет
после принятия
на учет
(п.1.1 ст. 172)
При приобретении основных средств, оборудования к
установке и нематериальных активов
Письмо ФНС России от 25.03.2019 N СД-4-3/5268@
Письмо Минфина России от 04.09.2018 N 03-07-11/63070
(дробить вычет, то есть, применять его частями в
разных налоговых периодах по одному счету-фактуре по
основным средствам, оборудованию к установке или
нематериальным активам нельзя)
аналогичная позиция содержится в
Постановление девятого арбитражного
апелляционного суда от 03.04.2017 № о9-АП-10365/2017
30
31. Как определить трехлетний период права на вычет?
Определение ВС РФ от 30.12.2019 N 307-ЭС19-24486 по делу N А56155498/2018.Предметом спора была сумма "входного" НДС по оборудованию,
приобретенному налогоплательщиком в IV квартале 2013 г.
Налогоплательщик заявил эту сумму к вычету в декларации за IV квартал
2016 г., которую представил в налоговую инспекцию 25.01.2017.
Вывод суда: налоговый период IV квартал 2013 г. закончился 31.12.2013,
трехлетний срок для предъявления налоговых вычетов за указанный
период истек 31.12.2016.
Налогоплательщик для реализации права на применение налоговых вычетов
на основании счетов-фактур должен заявить эти вычеты путем включения
в налоговую декларацию за любой налоговый период после IV квартала
2013 г., при этом такая декларация должна быть представлена не позднее
31.12.2016.
31
32. Трехлетний период права на вычет
Можно ли досрочно сдать декларацию по НДС?Определение Верховного суда от 01.02.2023 N 305-ЭС22-25615:
моментом возникновения обязанности по представлению налоговой
декларации (расчета) за налоговый (отчетный) период является
следующий день после дня окончания соответствующего налогового
(отчетного) периода.
Если декларация представлена до окончания налогового периода, она
неизбежно будет содержать лишь предположительную информацию о
налоговой базе и сумме налога к уплате.
Поэтому декларации (расчеты), представленные до завершения
соответствующего налогового (отчетного) периода, не имеют
юридического значения и не подлежат налоговой проверке,
поскольку не отвечают понятию налоговой декларации (расчета),
содержащемуся в п. 1 ст. 80 НК РФ .
32
33. Как определить трехлетний период права на вычет?
Внимание! Исключение -если налогоплательщик может представить доказательства,свидетельствующие о наличии объективных препятствий для реализации права на
вычет в течение трехлетнего срока:
Постановление АС Волго-Вятского округа от 16.10.2019 N Ф01-4650/2019 по делу N
А82-8096/2018
Организация строила многоквартирные дома с нежилыми помещениями частично за
счет средств дольщиков, частично за счет собственных средств. При этом
соотношение средств дольщиков и собственных средств организации менялось в
течение всего периода строительства. Поэтому до окончания строительства, которое
длилось более трех лет, организация не имела возможности определить, какая часть
построенного объекта будет передана дольщикам (необлагаемые операции), а какая оформлена в собственность организации и впоследствии продана (облагаемые
операции).
Аналогичные решения :
Постановление АС Московского округа от 14.03.2019 N Ф05-336/2019 по делу N А4084820/2018,
Постановление Центрального округа от 04.06.2020 N Ф10-1110/2020 по делу N А623004/2019).
33
34. Как определить трехлетний период права на вычет?
В декларации за I квартал 2024 года организация заявила НДС к возмещению.Налоговики отказали: вычет применили по сделке с иностранной компанией за 2020
год, т.е. по истечении 3-летнего срока.
Суды с инспекцией не согласились:
чтобы применить вычет, налоговый агент должен документально подтвердить
приобретение товаров (работ, услуг) и уплатить налог;
по НК РФ налоговый агент платит НДС одновременно с перечислением денег
иностранному продавцу;
право на вычет возникло не в 2020 году, когда отразили налог к уплате, а в III
квартале 2021 года, когда перечислили его в бюджет;
в I квартале 2024 года 3-летний срок на применение вычета еще не истек.
Суды также учли, что налогоплательщик применял УСН и не мог принять налог к
вычету в момент уплаты НДС. Это право возникло в 2024 году при переходе на
общий режим. НК РФ не запрещает вычет НДС по товарам (работам, услугам),
которые используют в облагаемой НДС деятельности после перехода с УСН.
Постановление АС Московского округа от 03.04.2026 по делу N А41-12847/2025
34
35. Ошибки в счетах-фактурах, препятствующие вычету
Ст.169 п.2 абзац 2Ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, не
препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки
идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг),
имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных
прав, их стоимость, налоговую ставку и сумму налога, предъявленную
покупателю,
а также неуказание (неверное указание) в счете-фактуре сведений,
установленных подпунктами 16 - 18 пункта 5*** настоящей статьи, не
являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.
***16) регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости;
17) количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости;
18) количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара,
используемой в целях осуществления прослеживаемости.
( введено 09.11.2020 N 371-ФЗ)
35
36. Ошибки в счетах-фактурах препятствующие получению вычета
Характер ошибкиПисьма Минфина России
Ошибки, не позволяющие
определить, кто именно
является продавцом или
покупателем
Письмо ФНС России от 09.01.2017 N СД-43/2@ (счета-фактуры указали не наименование
покупателя из учредительных документов, а Ф.И.О.
его сотрудника)
Ошибки, не позволяющие Письмо Минфина России от 14.08.2015 N 03определить наименование 03-06/1/47252 (вместо "мука ржаная" указано
товара
"мука пшеничная»)
36
37. Ошибки в счетах-фактурах препятствующие получению вычета
Характер ошибкиПисьма Минфина России
Ошибки, не позволяющие
определить, сколько стоят
товары (работы, услуги) или
какая сумма предоплаты была
получена (в авансовом счетефактуре)
Письмо Минфина России от 19.04.2017 N
03-07-09/23491 (арифметические ошибки в
стоимости или сумме налога)
Письмо Минфина России от 30.05.2013 N
03-07-09/19826 (отсутствие данных о
стоимости или сумме налога)
Письмо Минфина России от 11.03.2012 N
03-07-08/68 (отсутствие либо неверное
указание наименования и кода валюты)
37
38. Ошибки в счетах-фактурах препятствующие получению вычета
Характер ошибкиПисьма Минфина России
Ошибки при указании ставки
налога
Письмо Минфина России от 2 августа
2019 г. N 03-07-11/58375
Счет-фактура подписана
факсимильной подписью
Письмо Минфина России от 10.04.2019 N
03-07-14/25364
Письмо Минфина России от 08.12.2017 N
03-03-06/1/81951
38
39. Ошибки в счетах-фактурах препятствующие получению вычета
Характер ошибкиПисьма Минфина России
Счет-фактура подписана
факсимильной подписью
Определение ВС РФ от 16.07.2021 N 307ЭС21-10502
ВС РФ отказал в вычете НДС организации,
которая оформила счета-фактуры с
помощью факсимиле.
ВС РФ сослался на позицию ВАС РФ,
который еще в 2011
году придерживался аналогичного подхода.
39
40. Ошибки в счетах-фактурах НЕ препятствующие получению вычета
Характер ошибкиПисьма Минфина России
Опечатки в наименовании и
адресе покупателя или
продавца
Письмо Минфина России от 15.05.2019 N 07-0109/34738 (о принятии к вычету НДС по счету-фактуре, в
котором наименование покупателя указано с ошибкой в
организационно-правовой форме).
Письмо Минфина России от 02.04.2019 N 03-0709/22679 (о принятии к вычету НДС по счету-фактуре, в
котором допущены ошибки при заполнении строк 2
"Продавец", 2а "Адрес", 6 "Покупатель", 6а "Адрес).
Письмо Минфина России от 18.01.2018 N 03-07-09/2238
(о замене прописных букв на строчные в наименованиях
продавца и покупателя)
Нумерация счетов-фактур
Письмо Минфина России от 12.01.2017 N 03-07-09/411
СФ выставлен с нарушением
установленного срока
Письма Минфина России от 14.03.2019 № 03-07-11/16556, от
17.01.2022 N 03-03-06/1/1880
Письмо Минфина России от 6 апреля 2022 г. N 03-07-09/28875 –
«…счета-фактуры, выставленные с нарушением срока,
установленного пунктом 3 статьи 168 Кодекса, не являются
основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога на
добавленную стоимость, предъявленных заказчику
исполнителем»
40
41. Прочерки в счетах-фактурах
ПИСЬМО ФНС от 1 февраля 2022 г. N ЕА-4-26/1125@Порядок заполнения счетов-фактур, составляемых как на бумажном носителе, так и в
электронной форме, определен разделом 2 Приложения N 1 Постановления Правительства
РФ от 26.12.2011 N 1137
Постановлением Правительства РФ от 02.04.2021 N 534 в указанный нормативный акт внесены
изменения, обусловленные в том числе введением в законодательство о налогах и сборах
требований отражения в счетах-фактурах информации о прослеживаемых товарах.
Проставление прочерков как в бумажной, так и в электронной форме счета-фактуры, согласно
действующим требованиям, не является необходимым для указания на отсутствие тех или
иных показателей, в том числе показателей, относящихся к прослеживаемым товарам.
При оформлении счетов-фактур в электронной форме, не содержащих информацию о
прослеживаемых товарах, не требуется не только проставления прочерков в показателях
соответствующих граф , но и формирования в печатной форме самих граф.
Аналогичный подход установлен и для случаев создания бумажных счетов-фактур на товары,
не подлежащие прослеживаемости, а также работы, услуги, имущественные права (пункт 2(2)
Порядка).
41
42. Вычет при отсутствие счетов-фактур – когда возможен?
Письмо Минфина России от 25.06.2020 N 03-0709/54634Минфин отметил, что в НК РФ нет особенностей
принятия к вычету НДС по товарам, которые
приобретены в розницу. Поэтому если бензин
приобретен на АЗС, то без счета-фактуры вычет не
разрешат.
Письма Минфина от 31.08.2022 N 03-07-11/84844, от
19.07.2021 N 03-07-11/57329, от 26.03.2019 N 03-0709/20252, от 13.08.2018 N 03-07-11/57127, от 12.01.2018 N
03-07-09/634
42
43. Отсутствие счетов-фактур
Письмо Минфина России от 14.10.2019 N 03-02-07/1/79228
На основании статьи 120 НК РФ отсутствие счетовфактур является грубым нарушением правил учета
доходов и расходов и объектов налогообложения, за
совершение которого предусмотрены штрафы в
размерах, установленных пунктами 1 - 3 указанной
статьи.
вне зависимости от их количества, если такое деяние
совершено в течение одного налогового периода,
влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч
рублей.
43
44. Вычет при отсутствие счетов-фактур
НДС не заявленный к вычету по кассовому чеку, нельзя учитывать врасходах при налогообложении прибылиПисьмо Минфина РФ от 11 ноября 2022 г. N 03-03-06/2/109688 - … при
определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не
учитываются расходы в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии
с Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров
(работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено
Кодексом (п. 19 ст. 270 НК РФ).
(см. также письма Минфина РФ от 13.08.2018 N 03-07-11/57127, от 28.12.2017
N 03-07-11/87948, от 24.01.2017 N 03-07-11/3094)
Статья 270. Расходы, не учитываемые в целях налогообложения
19) в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с настоящим
Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров
(работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено
настоящим Кодексом, а также сумм торгового сбора;
44
45. Отсутствие счетов-фактур
Суд разрешил вычет НДС по чеку о покупке бензинаПостановление АС Уральского округа от 29.03.2023 N Ф09-1122/23 по делу N А7613765/2022.
Постановление АС Уральского округа от 03.08.2022 N Ф09-4706/22 по делу N А7639310/202
Постановление АС Поволжского округа от 03.04.2023 по делу N А12-1198/2022
Постановление АС Поволжского округа от 19.07.2022 по делу N А12-25769/2021
Постановление АС Западно-Сибирского округа от 17.12.2021 по делу N А70-4528/2021
Судами установлено, что Обществом были заявлены вычеты по НДС на
основании вышеуказанных кассовых чеков на приобретение ГСМ для
заправки служебного автомобиля, принадлежащего Обществу на праве
собственности, в целях использования в предпринимательской
деятельности. В кассовых чеках, предъявленных налоговому органу,
НДС выделен отдельной строкой, всего на сумму 943 руб.
Организации, у которых были приобретены ГСМ (бензин), находятся
на общем режиме налогообложения…
45
46. Отсутствие счетов-фактур
Суд разрешил вычет НДС по чеку о покупке бензинаПостановление АС Западно-Сибирского округа от 17.12.2021 по делу N
А70-4528/2021
Принимая решение, арбитражные суды руководствовались правовыми позициями,
изложенными в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от
02.10.2003 N 384-О и постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 13.05.2008 N 17718/07, в соответствии с которыми счетфактура не является единственным документом для предоставления
налогоплательщику налоговых вычетов по НДС; налогоплательщик при отсутствии
счета-фактуры вправе применить налоговый вычет при наличии иных документов,
подтверждающих сумму НДС, предъявленную ему поставщиком к оплате при
расчетах за поставленные товары (работы, услуги).
46
47. Отсутствие счетов-фактур
Определении Конституционного Суда Российской Федерацииот 02.10.2003 N 384-О:
Таким образом, счет-фактура не является единственным
документом для предоставления налогоплательщику вычетов по
налогу на добавленную стоимость. Налоговые вычеты в данном
случае могут предоставляться и на основании иных документов,
подтверждающих уплату налога на добавленную стоимость. Такой
подход согласуется с конституционно-правовым смыслом вычетов
по налогу на добавленную стоимость, выявленных
Конституционным Судом Российской Федерации
в Постановлении от 20 февраля 2001 года по делу о проверке
конституционности положений пункта 2 статьи 7 Федерального
закона "О налоге на добавленную стоимость".
47
48. Отсутствие счетов-фактур
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РоссийскойФедерации от 13.05.2008 N 17718/07:
согласно пункту 7 статьи 168 Кодекса при реализации товаров за наличный расчет
организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями
розничной торговли и общественного питания… требования, определенные
пунктами 3 и 4 этой статьи по оформлению расчетных документов и
выставлению счетов-фактур, считаются выполненными, если продавец
выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.
В спорный налоговый период предпринимателем на автозаправочных станциях,
осуществляющих розничную торговлю для населения, приобретался бензин, оплата
которого производилась, включая налог на добавленную стоимость, наличными
денежными средствами и подтверждена выданными продавцом кассовыми чеками.
Бензин использовался предпринимателем для осуществления
предпринимательской деятельности, то есть для операций, признаваемых объектом
обложения налогом на добавленную стоимость. Доказательств использования
бензина для иных целей инспекцией не представлено.
Таким образом, отказ предпринимателю в получении налогового вычета по налогу
на добавленную стоимость нельзя признать правомерным.
48
49. Высшие судебные решения в практике ФНС
В Письме Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571(направлено ФНС России для сведения и использования в
работе Письмом от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097)
налоговым органам дано указание руководствоваться
актами, письмами ВАС РФ и Верховного Суда РФ со дня
размещения в полном объеме на их официальных сайтах
(или со дня официального опубликования).
Внимание!
ПИСЬМО ФНС от 2 марта 2023 г. N СД-25-3/79@ - ФНС
России прорабатывает вопрос о возможности и об условиях
предоставления вычета сумм "входного" НДС на основании
кассовых чеков.
49
50. Правомерность вычета
Письмо ФНС России от 07.12.2012 N ЕД-4-3/20687@ "О направлении письмаМинфина России" … в целях исключения налоговых споров при решении
вопроса о применении вычета в случае, когда в соответствующем периоде
база по НДС отсутствует, целесообразно руководствоваться
Постановлением Президиума ВАС РФ от 03.05.2006 N 14996/05.
Письмо Минфина России от 07.05.2018 N 03-07-11/30585 - Предоплата
получена более трех лет назад: принять НДС к вычету можно.
Письмо Минфина России от 04.09.2018 N 03-07-11/62917 -Покупатель
вправе принять НДС к вычету, даже если предоплату перечислила другая
организация.
50
51. Внимание: коды видов операций
Раздел 3. Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям,облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 - 4 статьи 164
Налогового кодекса Российской Федерации
Налоговые вычеты
Код Сумма налога в рублях
12. Сумма налога, предъявленная налогоплательщику
при приобретении товаров (работ, услуг),
120
имущественных прав на территории Российской
Федерации, подлежащая вычету в соответствии с пунктами
2, 4, 13 статьи 171 Налогового кодекса Российской
Федерации, а также сумма налога, подлежащая вычету
в соответствии с пунктом 5 статьи 171 Налогового кодекса
Российской Федерации
┌─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬
│││││││││││││
└─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴
в том числе:
предъявленная подрядными организациями (застройщиками,
┌─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬
техническими заказчиками) по выполненным работам при
125 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
проведении капитального строительства
└─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴
51
52. Внимание: коды видов операций
Приказ ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-3/136@"Об утверждении перечня кодов видов операций, указываемых в книге
покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость,
дополнительном листе к ней, книге продаж, применяемой при расчетах...
(24 порядковых номера, но 32 кода)
Письмо ФНС России от 20.09.2016 N СД-4-3/17657
Перечень и описание кодов видов операций, применяемых при расчетах по налогу
на добавленную стоимость
Письма ФНС:
от 9.01.2018 г. N СД-4-3/10@ - 35,36
от 16.01.2018 N СД-4-3/480@ - 33,34,41-44
от 16.01.2018 N СД-4-3/532@ - 37-40
от 14.05.2019 N СД-4-3/8916@ - 45
от 04.04.2024 N СД-4-3/3936@- 46
от 06.06.2024 N ЕА-4-3/6295@ - 47
от 16.12.2024 N СД-4-3/14239@ - 48-51
от 25.12.2025 N СД-4-3/11675@ - 52-54
от 16.01.2026 N СД-36-3/185@ "О новых кодах по операциям с медными полуфабр. на 2026 год – 56-61
от 27.01.2026 N СД-36-3/478@ - 55 (высокоскоростной ж/д транспорт)
52
53. Внимание: коды видов операций
Код 13Выполнение подрядными организациями (застройщиками, заказчиками, выполняющими
функции застройщика, техническими заказчиками) работ при осуществлении капитального
строительства, модернизации (реконструкции) объектов недвижимости или приобретение
этих работ налогоплательщиками-инвесторами; передача указанными лицами (приобретение)
объектов завершенного (незавершенного) капитального строительства, оборудования,
материалов в рамках исполнения договоров по капитальному строительству (модернизации,
реконструкции)
Используется при строительстве в книге покупок, книге продаж, журнале учета полученных и
выставленных счетов-фактур
Код 26
Составление продавцом счетов-фактур, первичных учетных документов, иных документов,
содержащих суммарные (сводные) данные по операциям, совершенным в течение
календарного месяца (квартала) при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав
(в том числе в случае изменения стоимости отгруженных товаров (работ, услуг,
имущественных прав)) лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на
добавленную стоимость, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения
обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость,…
Используется в книге покупок и книге продаж
53
54. НДС, уплаченный с аванса, к вычету строка декларации 170
НаименованиеНормативный документ
Счет-фактура на аванс
НК РФ ст.169 п.5.1
Постановление Правительства 1137 Приложение 1
Когда продавец может принять НДС, исчисленный с аванса, к вычету:
1) при возврате аванса покупателю в связи с изменением или расторжением
договора (п. 5 ст. 171, п. 4 ст. 172 НК РФ);
2) при отгрузке товаров (работ, услуг), в оплату которых был получен аванс
(п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ).
Новация в займ:
Письмо Минфина от 01.04.2014 N 03-07-РЗ/14444 – отказ в вычете
Определение ВС РФ от 19.03.2015 N 310-КГ14-5185, А48-3437/2013- есть право
на вычет
Письмо ФНС от 17.07.2015 N СА-4-7/12693@ - соглашается с ВС РФ
54
55. НДС, уплаченный с аванса, к вычету строка декларации 170
НаименованиеНормативный документ
Счет-фактура на аванс
НК РФ ст.169 п.5.1
Постановление Правительства 1137 Приложение 1
Когда продавец может принять НДС, исчисленный с аванса, к вычету:
1) при возврате аванса покупателю в связи с изменением или расторжением договора (п. 5 ст. 171, п. 4
ст. 172 НК РФ);
2) при отгрузке товаров (работ, услуг), в оплату которых был получен аванс
(п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ).
Зачет аванса в счет другого договора:
Письмо Минфина от 02.11.2017 N 03-07-11/72105 – «вычет налога на добавленную стоимость,
исчисленного продавцами и уплаченного ими в бюджет с сумм предварительной оплаты , без
изменения условий (расторжения) соответствующего договора и без возврата этих сумм Кодексом
не предусмотрен...
…уплаченная в бюджет продавцом при получении предварительной оплаты (частичной оплаты)
сумма НДС, принимается к вычету с даты оказания услуг по новому договору.»
Постановление Пленума ВАС от 30 мая 2014 г. N 33
«23. …налогоплательщик, выступавший продавцом, не может быть лишен предусмотренного
абзацем вторым п. 5 ст. 171 НК РФ права на вычет суммы налога, ранее исчисленного и уплаченного
в бюджет при получении авансовых платежей, в случае изменения условий либо расторжения
соответствующего договора, если возврат платежей производится контрагенту не в денежной
форме.»
55
56. Вычет у неплательщика НДС Постановление Пленума ВАС от 30 мая 2014 г. N 33
«5. В подпункте 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ предусмотрена обязанность лиц, неявляющихся плательщиками налога, а также лиц, освобожденных от
исполнения обязанностей плательщиков налога (ст.145), в случае выставления
ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога перечислить
соответствующую сумму в бюджет.
Однако возникновение в данном случае обязанности по перечислению в бюджет
налога не означает, что выставившее счет-фактуру лицо приобретает в
отношении таких операций статус налогоплательщика, в том числе право
на применение налоговых вычетов.
На указанное лицо возлагается лишь обязанность перечислить в бюджет налог,
размер которого в силу прямого указания пункта 5 статьи 173 Кодекса
определяется исходя из суммы, отраженной в соответствующем счетефактуре, выставленном покупателю. Возможность уменьшения этой суммы на
налоговые вычеты приведенной нормой либо иными положениями главы 21
Кодекса не предусмотрена.»
Письмо Минфина России от 15.02.2018 N 03-07-14/9470 Продавец на УСН не
обязан перечислять НДС, даже если получил по договору платеж с этим
налогом
Письмо Минфина РФ от 10 декабря 2021 г. N 03-07-11/100707 – ссылка на п.5
Постановления Пленума.
56
57. Вычет у плательщика НДС, отказавшегося от освобождения от налога по ст.149 Постановление Пленума ВАС от 30 мая 2014 г. N 33
«6. В силу подпункта 2 пункта 5 статьи 173 НК РФ налог также подлежит уплате вбюджет в случае, если при реализации налогоплательщиком товаров (работ,
услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению
(ст.149), покупателю был выставлен счет-фактура с выделением суммы налога.
При применении этой нормы во взаимосвязи с другими положениями главы
21 Кодекса необходимо учитывать, что при таких обстоятельствах обязанность
уплатить налог возлагается на лицо, являющееся налогоплательщиком,
в связи с чем это лицо вправе применить и налоговые вычеты по товарам
(работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для
осуществления указанных операций.»
Письмо Минфина России от 10.12.2015 N 03-07-14/72142 - по освобожденным
от НДС операциям можно получить вычет "входного" налога
Ведомство сослалось на постановление Пленума ВАС РФ, из которого можно
сделать вывод: компания, которая не отказалась от освобождения, но
выставила счета-фактуры и перечислила налог, вправе получить вычет.
57
58. Вычет НДС у покупателя в случаях рассмотренных п.5 и п.6 в Постановление Пленума ВАС от 30 мая 2014 г. N 33
Покупатель не обязан проверять, какой налоговый режим используетпродавец. Наличие счета-фактуры, соответствующего требованиям ст. 169
НК РФ, является достаточным основанием для вычета НДС (при
выполнении остальных условий, установленных статьями 170 - 172 НК РФ).
Правомерность такого подхода в полной мере подтверждается
арбитражными судами : Западно-Сибирского округа от 09.04.2014 N А671209/2013; Московского округа от 25.09.2012 N А40-79771/11-90-347,
Центрального округа от 06.11.2018 N Ф10-4122/2018 по делу N А68-11361/2017.
Дополнительным подтверждением являются разъяснения, приведенные в п.
4.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 03.06.2014 N 17-П:
«Выставленный же покупателю счет-фактура (от продавца на УСН и др.),
согласно пункту 1 статьи 169 данного Кодекса, в дальнейшем служит для
него основанием для принятия указанных в нем сумм налога к
вычету.»
58
59. Обзор практики высших судов за II квартал 2021 года
Обзор практики высших судов за II квартал 2021 года<Письмо> ФНС России от 28.07.2021 N БВ-4-7/10638 О направлении
Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах
Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда
Российской Федерации, принятых во втором квартале 2021 года по
вопросам налогообложения:
- налогоплательщик, который перешел на общий режим, не лишается права
на вычет НДС только потому, что счета-фактуры относятся к периоду
применения УСН с объектом "доходы". Так посчитал ВС РФ
(п. 9 обзора позиций).
59
60. Обзор практики высших судов за 2021 год
Обзор практики высших судов за 2021 годПостановление 14-го ААС от 29.12.2021 по делу N А13-11457/2017
Организация заключила договор перевозки и применила вычет НДС. У
компании были необходимые документы: счета-фактуры, товарные
накладные, акты на выполнение работ (оказание услуг). Однако инспекция
обнаружила необоснованную выгоду. Среди прочего она указала, что у
контрагента не было нужного ресурса для выполнения заказа. Суды
поддержали налоговый орган.
Апелляция согласилась с позицией суда первой инстанции: оценивают не
только формальное соответствие документов, но и наличие обстоятельств, с
которыми НК РФ связывает право на вычет. Следовательно,
выгода необоснованная, поскольку инспекция доказала, что услуги в
действительности не было, а документы недостоверны, причем
налогоплательщик должен был об этом знать.
14-й ААС пояснил, что организация проявила недостаточно
осмотрительности, когда получила документы, которые относятся
исключительно к правоспособности, реквизитам контрагента, его
исполнительному органу. Налогоплательщик должным образом не проверил
фактическую возможность контрагента, не имевшего транспорта,
осуществить перевозку.
60
61. Администрирование НДС
Определение ВС РФ от 25.01.2021 N 309-ЭС20-17277ВС РФ выяснил схему движения денег и отказал в вычете НДС из-за
контрагентов 2-го звена
Организация заявила к вычету "входной" НДС по приобретенному товару и
выполненным работам. Инспекция в части вычета отказала, и ВС РФ с ней
согласился, несмотря на то, что реальность операции доказали. Выяснилось,
что продавец получал товар от поставщиков, некоторые из которых, т.е.
контрагенты 2-го звена, были "техническими" компаниями. Они перечисляли
деньги другим юрлицам, после чего средства получал налогоплательщик как
займы. Аналогичная схема была при выполнении работ подрядчиком и
субподрядчиками.
ВС РФ указал, что в бюджете не сформирован экономический источник
вычета НДС в части средств, перечисленных недобросовестным
контрагентам. Причастность налогоплательщика к нарушениям, т.е.
направленность его действий на получение необоснованной налоговой
выгоды, установили. В этом случае даже реальность операций с
контрагентами 1-го звена не дает права на вычет. К таким выводам суд пришел
на основании Пленума ВАС N 53, однако особо отметил, что этот подход не
должен меняться при применении ст. 54.1 НК РФ.
61
62. Письмо ФНС России от 10.10.2022 N БВ-4-7/13450@
В письме представлен обзор судебных споров о схемах с техническимикомпаниями.
- в цепочку поставки товаров включили технические компании. У
налоговиков есть сведения и доказательства, в том числе раскрытые
покупателем, которые позволяют установить лицо, действовавшее
легально. Это лицо фактически исполнило сделку и уплатило
полагающиеся налоги. В таком случае необоснованной налоговой выгодой
у покупателя могут признать ту часть расходов по налогу на прибыль и
вычетов по НДС, которая приходится на наценку, добавленную
техническими компаниями;
- вычеты нельзя применять полностью или частично в случаях, когда
налогоплательщик участвовал в согласованных с другими лицами действиях
для искусственного наращивания цены товаров, работ и услуг без
формирования источника возмещения налога;
- налогоплательщику было известно о действиях иных лиц, уклоняющихся от
уплаты НДС при обращении товаров, работ, услуг.
62
63. Администрирование НДС
Кузнецова Наталья Львовнак.э.н., доцент
аттестованный преподаватель ИПБ РФ
64. Изменения с 01.07.2021 г. Внимание!
Федеральный закон от 23.11.2020 N 374-ФЗстатья 174:
"5.3. В случае обнаружения налоговым органом факта несоответствия показателей
представленной налоговой декларации контрольным соотношениям***,
свидетельствующего о нарушении порядка ее заполнения, такая налоговая декларация
считается непредставленной, о чем налогоплательщику … не позднее дня, следующего за
днем получения налоговой декларации, направляется уведомление в электронной форме по
телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
***Перечень контрольных соотношений, указанных в настоящем пункте, утверждается
федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в
области налогов и сборов – Внимание! Приказ ФНС России от 25.05.2021 N ЕД-7-15/519@***
5.4. В пятидневный срок с даты направления в электронной форме уведомления, указанного
в пункте 5.3 настоящей статьи, налогоплательщик … обязан представить налоговую
декларацию, в которой устранены несоответствия контрольным соотношениям, указанным
в пункте 5.3 настоящей статьи.
В случае представления налогоплательщиком … в срок, установленный настоящим пунктом,
налоговой декларации, в которой устранены несоответствия контрольным соотношениям,
указанным в пункте 5.3 настоящей статьи, датой представления указанной налоговой
декларации считается дата представления налоговой декларации, которая в соответствии с
пунктом 5.3 настоящей статьи была признана непредставленной.";
64
65. Изменения с 01.07.2021 г. Внимание!
Федеральный закон от 23.11.2020 N 374-ФЗСт.80
4.1. Налоговая декларация считается непредставленной, если при проведении
камеральной налоговой проверки на основе такой налоговой декларации установлено хотя бы
одно из следующих обстоятельств:
1) … установлен факт подписания налоговой декларации (расчета) неуполномоченным лицом;
2) физическое лицо… подписавшее налоговую декларацию , дисквалифицировано на
основании вступившего в силу постановления о дисквалификации…;
3) в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния содержатся
сведения о дате смерти физического лица, наступившей ранее даты подписания налоговой
декларации (расчета) усиленной квалифицированной электронной подписью этого
физического лица;
4) в отношении лица… подписавшего налоговую декларацию, в Единый государственный
реестр юридических лиц внесена запись о недостоверности сведений об указанном лице ранее
даты представления в налоговый орган такой налоговой декларации (расчета);
5) в отношении налогоплательщика - организации в Единый государственный реестр
юридических лиц внесена запись о прекращении юридического лица (путем реорганизации,
ликвидации или исключения из Единого государственного реестра юридических лиц по
решению регистрирующего органа) ранее даты представления таким лицом в налоговый орган
налоговой декларации (расчета).
65
66. Администрирование НДС
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВАС от 12 октября 2006 г. N 53ОБ ОЦЕНКЕ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ ОБОСНОВАННОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ НАЛОГОВОЙ ВЫГОДЫ
5. О необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать подтвержденные
доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств:
- невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом
времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически
необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
- отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической
деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных
средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
- учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно
связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также
требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;
- совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в
объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.
В случае наличия особых форм расчетов и сроков платежей, свидетельствующих о групповой
согласованности операций, суду необходимо исследовать, обусловлены ли они разумными
экономическими или иными причинами (деловыми целями).
66
67. Администрирование НДС
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВАС от 12 октября 2006 г. N 53ОБ ОЦЕНКЕ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ ОБОСНОВАННОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ НАЛОГОВОЙ ВЫГОДЫ
6. Судам необходимо иметь в виду, что следующие обстоятельства сами по себе не могут служить
основанием для признания налоговой выгоды необоснованной:
- создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции;
- взаимозависимость участников сделок;
- неритмичный характер хозяйственных операций;
- нарушение налогового законодательства в прошлом;
- разовый характер операции;
- осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика;
- осуществление расчетов с использованием одного банка;
- осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных
операций;
- использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.
Однако эти обстоятельства в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами, в частности,
указанными в пункте 5 настоящего Постановления, могут быть признаны обстоятельствами,
свидетельствующими о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
7. Если суд на основании оценки представленных налоговым органом и налогоплательщиком
доказательств придет к выводу о том, что налогоплательщик для целей налогообложения учел
операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, суд определяет
объем прав и обязанностей налогоплательщика, исходя из подлинного экономического
содержания соответствующей операции…
67
68. Администрирование НДС
ПРИКАЗ ФНС от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИСИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
4. Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков
- Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим
субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
- Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких
налоговых периодов.
- Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный
период.
- Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ,
услуг).
- Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду
экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
- Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с
контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия
разумных экономических или иных причин (деловой цели).
- Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о
выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому
органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и
т.п.
- Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в
связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).
68
69. Администрирование НДС
ПРИКАЗ ФНС от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИСИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
Сайт ФНС в разделе "Контрольная работа" – ежегодное обновление - Приложения N 3 и 4 к
Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (редакция от 5 мая 2026 года)
ФНС досконально анализирует все сведения о предприятиях в отношении каждого.
Стандартный подразумевает плановую проверку документации без выезда. Анализируется 7
основных показателей:
усредненный коэффициент налоговой нагрузки в конкретном ОКВЭД, которые исчисляют
ежегодно и публикуют в разделе «Контрольная работа» на официальном портале ФНС;
часть вычетов по НДС более 89%, при этом вычислить «свою» долю можно, разделив
общую сумму вычетов НДС на сумму НДС и умножить на 100%;
средний доход каждого работника не соответствует зарплате в конкретной сфере;
сотрудничество с несколькими контрагентами, незаконно уменьшающее сумму налога;
наличие необъяснимого налогового риска, например, результат работы с компаниями«однодневками» ;
отсутствие пояснительной документации по несоответствиям;
приближение к максимальным коэффициентам при использовании спецрежимов.
69
70. Администрирование НДС
НК РФ Статья 54.1. Пределы осуществления прав по исчислению налоговойбазы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов –введена
Федеральным законом от 18.07.2017 N 163-ФЗ
1. Не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы
подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах
хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения,
подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой
отчетности налогоплательщика.
2. При отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, по
имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить
налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с
правилами соответствующей главы части второй настоящего Кодекса при
соблюдении одновременно следующих условий:
1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная
уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной
договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому
обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.
70
71. Администрирование НДС
НК РФ Статья 54.1. Пределы осуществления прав по исчислению налоговойбазы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов –введена
ПИСЬМО ФНС от 31 октября 2017 г. N ЕД-4-9/22123@
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 54.1 НК РФ
Статья 54.1 представляет собой новый подход к проблеме злоупотребления
налогоплательщиком своими правами, учитывающий основные аспекты
сформированной судебной практики…
Суть изменений заключается в том, что законодателем определены конкретные
действия налогоплательщика, которые признаются злоупотреблением правами, и
условия, которые должны быть соблюдены налогоплательщиком для возможности
учесть расходы и заявить налоговые вычеты по имевшим место сделкам
(операциям)...
В актах и решениях по результатам налоговых проверок налоговые органы должны
правильно квалифицировать выявленные в ходе проверки обстоятельства со
ссылкой на конкретный пункт статьи 54.1 НК РФ.
71
72. <Письмо> ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ "О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации"
<Письмо> ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ "О практике применениястатьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации"
I. Общие требования. Соотношение положений статьи 54.1 Кодекса с
иными предписаниями налогового законодательства
II. Исполнение обязательства надлежащим лицом
III. Установление и оценка умышленных действий
налогоплательщиков, направленных на использование ими
формального документооборота с участием "технических" компаний
IV. Оценка обстоятельств, характеризующих выбор контрагента, в
силу которых налогоплательщик должен быть знать о формальном
документообороте с участием "технических" компаний
V. Наличие у контрагента цели неправомерного уменьшения
налоговой обязанности по налогу на добавленную стоимость в связи с
операциями, совершенными с налогоплательщиком
VI. Изменение юридической квалификации операций
VII. Оценка основного мотива операции (критерий деловой цели)
VIII. Оценка моделей ведения хозяйственной деятельности в рамках
группы лиц, в которую входят налогоплательщики, применяющие
специальные налоговые режимы
72
73. <Письмо> ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ "О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации"
<Письмо> ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ "О практике применениястатьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации"
Неправомерное уменьшение налогооблагаемой базы
может
происходить в результате искажения налогоплательщиком
сведений о фактах хозяйственной жизни, в том числе о финансовохозяйственных операциях, об объектах налогообложения.
Примерами искажения сведений об объектах налогообложения
являются, в частности, неотражение в составе основных средств
эксплуатируемых объектов недвижимости, строительство которых
завершено (по налогу на имущество организаций), искажение
данных о производимой продукции с целью исключения
характеристик, при которых она подлежит отнесению к категории
подакцизных товаров (по акцизам), искажение параметров
осуществляемой деятельности с целью занижения показателей
потенциально возможного дохода (по ЕНВД), разделение единого
бизнеса между несколькими формально самостоятельными
лицами исключительно или преимущественно по налоговым
мотивам с целью применения преференциальных специальных
налоговых режимов.
73
74. <Письмо> ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ "О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации"
<Письмо> ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ "О практике применениястатьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации"
Проанализированы выводы судебных инстанций по применению
правил статьи 54.1 НК РФ, направленных на борьбу со
злоупотреблениями
с
использованием
формального
документооборота, организуемого с участием компаний, не
ведущих реальной экономической деятельности ("технические"
компании).
Налоговым органам рекомендовано при обнаружении такой
налоговой оптимизации рассчитывать реальный размер
обязательств налогоплательщика. Речь идет о "налоговой
реконструкции",
которая
подразумевает
доначисление
налогоплательщику только тех сумм налога, которые подлежали
бы уплате при отсутствии злоупотреблений.
74
75. <Письмо> ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ "О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации"
<Письмо> ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ "О практике применениястатьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации"
Изменение юридической квалификации операций
Налоговая обязанность может неправомерно уменьшаться путем
искажения правовой квалификации операций в целях
налогообложения по сравнению с квалификацией,
соответствующей их подлинному экономическому содержанию,
путем совершения, в частности, притворных сделок.
При искажении правовой квалификации операций должна быть
дана должная правовая оценка.
Налоговые последствия операций определяются исходя из
надлежащей правовой квалификации этих операций.
Прикрывающие операции в целях налогообложения не
учитываются.
75
76. <Письмо> ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ "О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации"
<Письмо> ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ "О практике применениястатьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации"
Вывод об исключительно налоговых мотивах организации ведения бизнеса в
рамках группы лиц с применением специальных налоговых режимов может
быть сделан, в частности, в случае, если:
а) налогоплательщиком ведется деятельность через применяющих
специальные налоговые режимы подконтрольных лиц, которые не
осуществляют ее в своем интересе и на свой риск, не выполняют реальных
функций, и принимают на себя статус участников операций с оформлением
документов от своего имени в интересах контролирующего лица,
б) хозяйственная деятельность осуществляется налогоплательщиком и иными
входящими в группу лицами с использованием одних и тех же работников и
иных ресурсов при тесном организационном взаимодействии данных лиц,
в) осуществляются хотя и разные, но неразрывно связанные между собой
направления деятельности, составляющих единый производственный
процесс, направленный на получение общего результата.
При выявлении схем "дробления бизнеса" доначисление сумм налогов
осуществляется с целью возмещения ущерба бюджетам публично-правовых
образований таким образом, как если бы налогоплательщик не допускал
нарушений.
76
77. <Письмо> ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ "О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации"
<Письмо> ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ "О практике применениястатьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации"
<Письмо> ФНС России от 29.12.2018 N ЕД-4-2/25984 "О
злоупотреблениях налоговыми преимуществами,
установленными для малого бизнеса
ФНС России поручает усилить контрольно-аналитическую работу
в отношении налогоплательщиков, которые создают видимость
деятельности нескольких самостоятельных налогоплательщиков,
прикрывающих деятельность одного налогоплательщика.
В своей работе налоговым органам рекомендовано учитывать
обзоры судебной практики, направленные письмами ФНС России
от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@, от 11.10.2017 N СА-4-7/20486@ и от
30.07.2018 N КЧ-4-7/14643, а также письмо ФНС России от 31.10.2017
N ЕД-4-9/22123@ "О рекомендациях по применению положений
статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации".
77
78. Злоупотребление спецрежимом
Рассмотрев дело по заявлению общества обоспаривании решения инспекции, суд
удовлетворил требования
налогоплательщика, отметив следующее…
В другом деле суд согласился с
доводами налогового органа
Как следовало из материалов дела, общество
являлось единственным дистрибьютором товаров
определенной торговой марки на территории
нескольких регионов и, в силу заключенного с
правообладателем соглашения, имело право
самостоятельно определять, каким образом
выстраивать сеть продаж. Несмотря на
взаимозависимость общества и его контрагентов оптовых покупателей, каждый из контрагентов
имел свой штат работников, клиентскую базу,
а их деятельность осуществлялась раздельно
по соответствующим сегментам рынка
(оптовые продажи сельскохозяйственным
производителям, мобильная торговля среди
розничных покупателей, продажи через интернетсайт).
Как установил суд, создание каждой
последующей организации - контрагента
налогоплательщика совпадало по времени с
периодом, когда налогоплательщиком и
ранее созданными контрагентами
достигалось пороговое значение дохода,
предусмотренное п.4 ст. 346.13 Налогового
кодекса.
Из материалов дела также следовало, что
хранение товаров осуществлялось на
общем складе без фактического
разделения мест хранения,
используемых в работе погрузочных
машин и штата работников.
Организации имели общий офис,
состоящий из кабинетов директора,
бухгалтера и операторов…
finance